Вольфганг Амадей моцарт
(1714-1788)
С именем Моцарта мы привычно связываем
воплощение истинной гениальности. Его
образ послужил моделью гения и для А.С.Пушкина
в "маленькой трагедии" "Моцарт и
Сальери", где "гений и злодейство"
разведены по разные стороны духовного
бытия и названы "несовместными". И хотя
в жизни все сложнее, и известный
итальянский композитор Антонио Сальери,
живший в Вене и обучавший в свое время Л.Бетховена,
Ф.Шуберта и Ф.Листа, не мог быть отравителем
Моцарта, все же миф на то и миф, чтобы грубо и
зримо воплощать примеры добра и зла, дабы
люди даже со слабым духовным зрением и
слухом не перепутали бы одно с другим.
Природа щедра на таланты, но
скупа на гениев - другим Моцартом она
человечество больше не одарила. Моцарт
прожил всего 36 лет, срок жизни, который
загадочным образом, плюс-минус один-два
года, отмерялся и многим другим гениальным
творцам - Джорджоне, Рафаэлю, Г.Перселлу, К.М.Веберу,
Ф.Мендельсону-Бартольди, Ф.Шопену, Ж.Бизе, Дж.Байрону,
А.С.Пушкину, А.Рембо, В.Ван-Гогу и многим,
многим другим.
Гений - это, конечно, огромный
талант, но и не меньшая трудоспособность.
Творческое наследие Моцарта поражает своим
объемом и многообразием. Написанного им
хватило бы на десяток других творческих
судеб - 19 опер, около 50 симфоний, 27 концертов
для клавира с оркестром, 5 концертов для
скрипки с оркестром, многочисленные
концерты для флейты, фагота, кларнета,
валторны, арфы в сопровождении оркестра, 27
струнных квартетов, 9 струнных квинтетов, 17
сонат для клавира, 43 сонаты для скрипки и
клавира, а также фантазии, вариации, рондо,
менуэты для клавира, одно перечисление
которых займет немало времени, и наконец -
бессмертный "Реквием".
Новаторство Моцарта
сказалось во всех музыкальных жанрах, к
которым он обращался в своем творчестве - от
оперы до симфонии. Гений - это и есть
способность все видеть внове, все
преобразовывать. Прошло более двухсот лет
со дня смерти композитора, но он по-прежнему
с нами, его удивительная судьба продолжает
привлекать многочисленных исследователей
и просто любителей музыки, а любовь к его
поразительным по красоте, свету и гармонии
произведениям не угасает.
Вольфганг Амадей Моцарт
родился 27 января 1756 года в старинном городе
Зальцбурге, расположенном в предгорье
восточных Альп. В те времена это была
столица княжества. Отец Моцарта служил
придворным музыкантом, руководил оркестром,
церковным хором, играл на скрипке, органе,
сам сочинял музыку. К тому же он оказался
хорошим педагогом и, в раннем возрасте
обнаружив у Вольфганга музыкальные
способности, стал с ним усиленно заниматься.
Детство Моцарта было светлым
и безмятежным. Зальцбург был одним из
живописнейших уголков Австрии - река
Зальцах, быстро бегущая среди холмов,
великолепные сады и старинная архитектура,
веселый нрав зальцбуржцев, склонных к
музыке, песням и веселью, жизнерадостность
матери, доброжелательное подвижничество
отца - все это закладывало в натуру мальчика
то жизнеутверждающее, созидательное начало,
которое станет основой его видения мира,
определит настрой и интонацию его музыки.
В три года Вольфганг уже
радовался созвучиям, находя их на клавесине,
в четыре - мгновенно запоминал маленькие
музыкальные пьесы, которые исполняла его
сестра Анна-Мария. В этом же возрасте он
делает первую попытку написать концерт для
клавесина, и его отец, к своему удивлению,
обнаруживает, что на замаранных сверх меры
чернилами нотных листах малыш, которого
скоро назовут вундеркиндом, написал то, что
уже имело музыкальный смысл и обладало
формой и структурой. Моцарт радостно
увлекался всем новым, что неустанно
открывали для него отец и сестра, которая
была старше его на пять лет. Узнав мир цифр,
он до того полюбил их, что исписал ими всю
мебель в комнате плюс стены; к счастью, это
не имело для него неприятных последствий,
поскольку он пользовался мелом...
К шести годам он уже прекрасно
играл на клавесине, что, помимо большого
исполнительского таланта, объяснялось еще
и природной беглостью пальцев. Незаметно
для себя и окружающих он научился также
играть на скрипке и органе. Его
феноменальная музыкальность привела отца к
мысли попытать счастья в концертной
деятельности. Его служба при дворе
престарелого зальцбургского архиепископа
была скучна, средств к существованию давала
немного - сын заслуживал другой судьбы.
Добившись долгосрочного
отпуска, он вместе с сыном и дочерью,
которая тоже была ярко одарена
музыкальными способностями, отправляется
на гастроли по городам Европы - Мюнхен,
Франкфурт, Вена, Париж, Лондон, Амстердам,
Гаага, Женева... Везде им сопутствовал успех,
концерты проходили с триумфом, слава о чудо-детях
опережала Моцартов. На одном из
франкфуртских концертов присутствовал В.Гете,
тогда еще подросток, и образ маленького
виртуоза остался в его памяти до глубокой
старости: "Я видел его мальчиком лет семи,
- рассказывал Гете. - Мне самому было лет
четырнадцать, и я ясно помню маленького
человечка в парике и со шпагой". Эта
расшитая золотом придворная одежда была
подарена детям в Вене самой императрицей.
Ничего удивительного, что задуманная
поездка растянулась на целых четыре года.
Ради забавы и на удивление публики
Вольфгангу устраивали музыкальные
экзамены: проверяли его тончайший слух -
просили назвать звук, издаваемый
колокольчиком, стаканом, часами, заставляли
импровизировать на заданную тему,
закрывали клавиатуру платком, требовали
исполнить одним пальцем труднейшие пассажи.
Такие концерты длились иногда по четыре-пять
часов...
Тем временем продолжалась и
музыкальное образование Моцарта. Отец
водил его на концерты, в оперу, занимался с
ним композицией. В Париже Вольфганг написал
свои первые сонаты для скрипки с фортепьяно,
а в Лондоне - первые симфонии. Семья
возвратилась в Зальцбург только в 1766 году.
Фантастические успехи сына привели отца к
мысли предпринять еще одну подобного рода
поездку. Для этого он репетирует с
Вольфгангом концертные программы, находит
ему учителей. Моцарт занимается историей,
географией, математикой, рисованием,
изучает иностранные языки - латинский,
французский, английский, итальянский.
Приходит и первый заказ - на комическую
оперу "Мнимая пастушка" для венского
оперного театра. Двенадцатилетний Моцарт
справляется с трудным заданием. Правда,
однако, опера так и не будет поставлена -
начинается то, что всю жизнь будет
преследовать Моцарта: зависть и
недоброжелательство коллег, видящих в нем
опасного соперника и конкурента. Чудо-ребенок
превращался в гения...
Вторая поездка - по крупнейшим
городам Италии - длилась три года: Рим, Милан,
Неаполь, Венеция, Флоренция. Взыскательная
и искушенная итальянская публика была
столь же щедра на рукоплескания и восторги.
На выступления Моцарта приходило огромное
количество слушателей. Триумф был полным и
безоговорочным. Знаменитый миланский
оперный театр заказывает
четырнадцатилетнему композитору оперу "Митридат,
царь Понтийский". Там же, в Италии, за
полгода Моцарт пишет эту оперу, и она
двадцать раз подряд с огромным успехом идет
на сцене театра. За сочинение в течение
получаса сложного многоголосного
произведения его избирают членом Болонской
академии. Итальянская музыка, звучащая
вокруг него на улицах, площадях, в
концертных залах, вдохновляет на новые
музыкальные произведения... Из рук папы
римского он получает орден "Золотой
шпоры" - из австрийских композиторов
такой чести до него был удостоен лишь
Кристофор Глюк. Казалось бы, все это предел
мечтаний честолюбивого отца - наконец-то он
бросит унылую службу в бесперспективном
Зальцбурге. Но не тут-то было. Как Леопольд
Моцарт ни старается, ему не удается найти
место для сына, закрепиться в музыкальной
Италии. Чудо не могло продолжаться
бесконечно. Италия отвернулась от Моцарта,
растущего не по дням, а по часам. Больше он
сюда никогда не вернется...
В Зальцбурге же все
переменилось к худшему - старый архиепископ
умер, его место занял граф Колоредо, человек
властный и своенравный, требовавший от
своих приближенных беспрекословного
подчинения. В его глазах юный Моцарт был не
более чем слугой - как со слугой он с ним и
обращался, находя особое удовольствие
унижать юношу, недавно столь обласканного
вниманием и восхищением всей аристократии
Европы.
Все надежды Моцартов - на
Францию, Париж, рядом с которым даже Вена
выглядит провинциально, Неужели и там его
забыли? Нелегко добиться отпуска у нового
правителя, и все же это удается - вместе с
любимой матерью, которая готова помогать
ему в быту, он отправляется на новое
покорение Парижа. Ему уже двадцать два года,
и он может все. Но повторилась итальянская
история - взрослый Моцарт никому не нужен,
не нужна серьезная новая музыка,
переполняющая его. Он больше не забавен, не
удивителен, на нем нет ни мундирчика с
золотым шитьем, ни шпаги, ни парика... Он
больше не живая кукла, не чудо из
музыкальной шкатулки - он больше не
развлечение. Париж отворачивается от него -никакой
надежды выступить с концертом, получить
заказ на новую оперу. Вместо всего этого
Моцарт дает грошовые уроки, ютится с
матерью в бедной гостинице. В довершение
всех бед заболевает и умирает его мать, не
вынесшая столь тяжкого крушения всех
иллюзий.
Моцарт вынужден вернуться
домой, хотя еще какое-то время живет в
Париже и пишет под впечатлением выпавших на
его долю испытаний пять клавирных сонат
большой драматической силы и
выразительности. Напоминает о себе в этих
сонатах и чувство, которое вызвала в
Моцарте встреча с пятнадцатилетней
Алоизией Вебер, начинающей певицей в
мангеймском театре Он даже напишет для нее
итальянскую арию, с которой красавица
Алоизия сделает затем блистательную
певческую карьеру. Встреча с ней Моцарта по
возвращении из Парижа лишила его надежд на
счастливое совместное будущее - впереди
были только ненавистный Зальцбург,
жестокий архиепископ и старый отец,
уговаривающий его в письмах покориться
своей судьбе.
В Зальцбурге Моцарт так и не
прижился - слишком вольнолюбивой была его
несломленная натура, слишком велик был тот
дар, ответственность перед которым он
ощущал в себе. Слугой-музыкантом он
оставаться не мог, тем более, что в Мюнхене
уже с большим успехом шла его новая опера
"Идоменей, царь Крита". Моцарт начинает
добиваться отставки - его отношения с
Колоредо становятся невыносимыми, особенно
после того случая, когда Моцарта выставляют
вон, пинком столкнув с лестницы... Едва
оправившись от нервного потрясения, Моцарт
заявляет, что решение его окончательно и
бесповоротно. И в 1781 году он поселяется в
Вене, без всяких средств к существованию,
рассчитывая только на свой талант. В
Австрии он был первым из композиторов, кто
решился на такой шаг.
Последние десять лет жизни
Моцарта - самые плодотворные, хотя ему
приходится трудно, особенно поначалу. Его
спасает только работа, чудовищная по объему
и напряжению. С самого раннего утра он
сочиняет музыку, до обеда ходит давать
уроки, вечером выступает, а ночью снова
пишет, пока не падает, сраженный сном. И
всего этого едва хватает, чтобы заплатить
за жилье и скудный стол. А ведь надо еще и
прилично одеваться - такова работа, иначе
его просто не пустят на порог столичных
гостиных. Моцарт же не обладал выигрышной
внешностью и манерами - был мал ростом,
худощав и, по словам его сестры, "лишен
всякой представительности в лице и теле",
о чем он сам прекрасно знал, и что его,
конечно, втайне огорчало. И все же в Вене он
испытывал душевный подъем. "Счастье мое
начинается только теперь", - пишет он отцу.
По заказу Немецкого театра в
Вене Моцарт пишет оперу-буффа "Похищение
из сераля", в сюжетной основе которой -
традиционная история разлуки и соединения
двух влюбленных. Тема любви не переболела в
душе Моцарта, и он работал с большим
увлечением. Публика восторженно встретила
оперу, только австрийский император Иосиф II
нашел ее чересчур сложной. "Слишком
хорошо для наших ушей, и ужасно много нот,
мой милый Моцарт", - сказал он композитору.
"Ровно столько, сколько нужно, ваше
величество", - ответил Моцарт. Разлад
художника с высокими покровителями,
начавшийся в юности, в зрелые годы все
больше и больше давал себя знать. Однако до
краха было далеко, и Моцарт, воодушевленный
своим успехом и славой лучшего
клавесиниста Австрии, полон надежд и
творческих планов.
Его любовь к Алоизии, вышедшей
замуж за придворного артиста и переехавшей
в Вену, теперь переносится на младшую
сестру Алоизии, восемнадцатилетнюю
Констанцу, прелестную девушку, живую и
легкую в общении. Она отвечает ему
взаимностью и, несмотря на сопротивление
родных с обоих сторон, они женятся.
Молодожены очень схожи - Констанца
жизнерадостна, добра, беспечна, легко
переносит лишения, артистична, как все
сестры Вебер, и необычайно музыкальна. Она
полностью и безраздельно доверяет Моцарту,
его творческому гению, поддерживает его во
всех начинаниях, лаской же и теплом
напоминает ему мать.
Следующая крупная веха в
творчестве Моцарта - гениальная опера "Свадьба
Фигаро", написанная через четыре после
"Похищения из сераля" года, в течение
которых он писал инструментальную музыку.
"Свадьба Фигаро" была вдохновлена
пьесой Бомарше "Женитьба Фигаро",
которая появилась в Париже в 1784 году и
наделала много шуму в европейских столицах,
вызвав негодование аристократии,
постепенно распознавшей острую критику в
свой адрес. В пьесе выражались
революционные идеи молодой буржуазной
интеллигенции, третьего сословия, к
которому относил себя и Моцарт. Однако
благодаря умелому либретто, где за основу
была взята не социальная направленность
пьесы, а интрига характеров и положений,
удалось добиться разрешения императора на
постановку оперы.
Впервые отказавшись от
условной трактовки комедийных персонажей,
Моцарт создает яркие, выразительные образы
Фигаро, Сюзанны, Керубино, как бы смешивая
жанры серьезной оперы ("сериа") с
оперой-буффа. Его музыкальные
характеристики глубоки, тонки, строго
соответствуют по настроению конкретной
ситуации, в которую попадает герой, - в
результате создается пластический, сложный
и убедительный рисунок персонажа,
выхваченного как бы из реальной жизни, что
по тем временам было явлением абсолютно
новым, неслыханным и далеко не для всех
понятным. Совершенство формы, цельность
замысла, непринужденная легкость в решении
сложнейших музыкальных задач - все это
воплотилось в "Свадьбе Фигаро".
Премьера оперы, состоявшаяся 1
мая 1786 года, была воспринята как новая эпоха
в искусстве - в этом были единодушны и
театральная публика, и сами исполнители,
аплодировавшие Моцарту. И все же "Фигаро",
как до него и "Похищение", несмотря на
успех, довольно быстро исчез со сцены
венского театра. Музыкальным хозяином
императорского двора был Антонио Сальери,
действительно, как в трагедии Пушкина
поначалу друг, а затем завистливый
недоброжелатель, о чем, кстати, знал и сам
Моцарт, называвший его в письмах "злым
демоном" своей жизни. Но не только
Сальери - многие, от кого в ту пору зависело
благополучие Моцарта, стали охладевать к
нему. Новое, смелое, необычное раздражало,
настораживало. Так были восприняты и шесть
его струнных квартетов, вдохновленных
музой Гайдна, который, кажется,
единственный сохранял верность Моцарту.
Критики писали, что музыка Моцарта слишком
уж сложна, а новаторство нарочито.
В отсутствии поддержки
концертная деятельность Моцарта резко
упала - расходы же росли. Болела жена,
рождались дети, сам Моцарт начал болеть -
ему приходилось за бесценок продавать
гениальные произведения. Его спас
неожиданный заказ из Праги, где с большим
успехом шла "Свадьба Фигаро". Моцарта
просили написать новую оперу на выбранное
им самим либретто. Так возник "Дон-Жуан",
драматическая опера на сюжет популярной
легенды о "севильском обольстителе",
уже имевшей свою историю и в драме, и в
музыке.
Традиционно комедийный сюжет,
почти фарс, где в финале черти тащат в ад
нераскаявшегося грешника, под пером
гениального композитора обрел трагедийную
силу. Его "Дон-Жуан" затронул
актуальные для общественности того времени
проблемы человеческого предназначения,
смысла жизни, вопросы конфликта морали и
чувственной природы человека и многое
другое. Не случайно "Дон-Жуан" появился
одновременно с "Фаустом" В.Гете, этой
энциклопедией духа человека XVIII века.
Особенно яркими красками написан у Моцарта
образ главного героя - это не комедийный
любовник, сильная жизнелюбивая
человеческая личность, властная и
мужественная. Если "Фигаро" - это
комедия характеров, то "Дон-Жуан" -
психологическая драма. В каждой арии Моцарт
раскрывает не отдельные черты характера, а
всю человеческую сущность своих героев.
Блеск и праздник жизни, полнота
чувственного бытия передаются через
головокружительный темп музыки, через ее
безостановочное развитие и фанфарные
интонации.
Опера была поставлена на
сцене пражского театра 29 октября 1787 года и
встречена с большим воодушевлением.
Пребывание в Праге, где на любом балу и даже
в кофейнях звучали мелодии из всеми любимой
"Свадьбы Фигаро", было для Моцарта
счастливым сном наяву. Венская премьера "Дон-Жуана"
была не столь удачной. Возвратившись в Вену
и по-прежнему испытывая нужду, Моцарт пишет
три свои лучшие симфонии - ми-бемоль-мажор,
соль-минор и до-мажор, отличающиеся
выразительнейшей драматизированной
мелодикой, которая сродни интонациям
человеческой речи. Именно они, последние в
его симфоническом творчестве, оказали
огромное влияние на дальнейшее развитие
этого жанра в западноевропейской музыке.
За два года до смерти Моцарт
пишет последний свой шедевр в оперном жанре
- "Волшебную флейту", оперу-сказку,
навеянную традициями австрийского
музыкального театра - венского зингшпиля и
посвященную высокой теме любви. Ко времени
окончания оперы Моцарт был уже смертельно
болен. Писал он ее одновременно с "Реквиемом",
самым трагическим своим произведением.
Заказ на него Моцарт получил от
таинственного человека в черном плаще, не
пожелавшего назвать свое имя, что само по
себе произвело на композитора огромное и
гнетущее впечатление, будто он получил
заказ на собственное отпевание. Как все
жанры, к которым обращался Моцарт,
традиционное хоровое произведение на
канонический латинский текст,
исполнявшееся в церкви в память усопшего,
вышло далеко за предначертанные рамки. Это,
по сути, гениальное воплощение
просветленной скорби, любви и веры.
Моцарт не успел закончить "Реквием"
- некоторые части остались незавершенными,
и их дописал Зюсмайер, ученик Моцарта,
неотлучно находившийся у постели больного
и слышавший эти части в исполнении самого
композитора. За сутки до его кончины друзья
Моцарта исполнили в его присутствии
отрывки из "Реквиема" по черновым
наброскам. Моцарт скончался в час ночи 5
декабря 1791 года. В день похорон разразилась
метель - снег чередовался с градом, и никто
из друзей Моцарта, сопровождавших его в
последний путь, так и не дошел до самого
кладбища св. Марка - от городских ворот все
повернули обратно. Среди провожавших его
жены Констанцы не было - она была больна. Не
было и денег в доме, и Моцарта похоронили по
низшему разряду в общей могиле для бедняков.
По статье И.Ю.Куберского, © 1998
© 2003 Владимир Грудин