Иоганн Себастьян БАХ
(1685-1750)

     Интерес к музыке великого немецкого композитора XVIII в. возник спустя чуть ли не сто лет после его смерти. В Берлинской королевской библиотеке тогда еще молодой композитор и пианист Феликс Мендельсон-Бартольди, роясь среди старых нот, обнаружил целую груду сочинений давно забытого органиста... Познакомившись с ними, он был потрясен красотой и глубиной музыки. В 1829 году в Берлине под его управлением прозвучало одно из самых великих произведений И.С.Баха оратория "Страсти по Матфею". Одни за другим следовали номера оратории, рассказывающие евангельские сюжеты о страданиях и смерти Христа, и переполненный слушателями зал, казалось, перенесся в другое измерение времени... После этого начинается публикация полного собрания баховских сочинений в 60 томах, которая продолжалась более полувека. Музыканты, композиторы, современники Мендельсона-Бартольди разделили его восхищение - все поражало в музыке Баха - размах, мощь, жизненная сила, мелодическая красота, необыкновенная ее стройность, техническое совершенство. "Море должно быть ему имя," - отозвался о Бахе Людвиг ван Бетховен.
     Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии, с начала XVI в. были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами, капельмейстерами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Он быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его жизнь. Природа, окружавшая его родной город Ейзенах, пела на все голоса, и маленький скрипач пытался воспроизводить ее звуки.
     Его счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию - брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнительства мальчику было мало - он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано... Эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И.С.Баха.
     Самостоятельную жизнь Иоганн Себастьян начал в 15 лет, переехав в город Люнебург. Здесь он служил  хористом и учился в гимназии, а свободные часы проводил в библиотеке, изучая творчество итальянских, французских, немецких композиторов. После окончания гимназии он имел право поступать в университет, но крайняя нужда заставила его отказаться от этой мечты. В поисках средств к существованию он вынужден был часто переезжать из города в город, служа придворным музыкантом, перенося унижения, всегда тяжело переживая свое зависимое положение, всегда не удовлетворенный условиями работы. Да и в личной его жизни было много горя - он потерял жену и троих детей. Как исполнитель - органист и клавесинист он был достаточно известен в музыкальных кругах и не раз покорял слушателей своей виртуозной игрой, импровизациями на заданную тему, но как композитора его не знали.
     В 1708 году Бах поселился в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. Именно здесь он создал лучшие свои музыкальные произведения, и среди них - известнейшую Токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор... Встреча Баха с талантливой певицей Анной-Магдаленой, которая стала его верной помощницей и другом, во многом определила его дальнейшую судьбу, в том числе и творческую. У нее были прекрасный музыкальный слух и красивое сильное сопрано. Она взялась обучаться игре на клавире, и Бах написал для нее, стремящейся  постичь его творения, несколько десятков маленьких пьес - прелюдий и фуг. Теперь их изучают во всех музыкальных школах мира... Замечательные фуги Бах создал и для органа, "короля всех инструментов". Каждая прелюдия - это вступление к фуге, простое, легкое и выразительное, каждая фуга - это ясная и мелодичная музыкальная тема, получающая затем сложное развитие и повторяющаяся в разных голосах.
     В 1717 году Бах переехал в Кётен, где писал главным образом оркестровую и клавирную музыку, поскольку при дворе принца Кётенского, к которому он был приглашен на службу, не было органа. В распоряжении Баха был небольшой оркестр, которым он руководил, аккомпанирую принцу, большому любителю пения. Клавирные произведения этой поры представляют собой одну из вершин творчества Баха. Это - двухголосные и трехголосные инвенции, предназначенные для занятий с его старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. С той же педагогической целью написал Бах и свои "Французские" и "Английские" сюиты.
     Последним городом, в котором Бах жил до самой смерти, был Лейпциг. Здесь Бах руководил хором певческой школы при церкви святого Фомы. Хор должен был обслуживать главные церкви города, кроме того, сам Бах обязан был отвечать за состояние церковной музыки в городе и еженедельно писать музыку для всех четырех господских церквей, а, в случае надобности, сопровождать со своим хором все похоронные процессии. Из города он мог отлучится только с разрешения бургомистра. Бах принял предложенные условия. В этой тяжелой атмосфере он, как и прежде, принялся за сочинение прекрасных произведений, поразительных по красоте и глубине. Здесь он написал большую часть своих кантат, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", знаменитую Мессу си минор. Месса близка по содержанию "Страстям". У Баха эти произведения уходят далеко за рамки церковной музыки. Неудивительно, что церковное начальство было не довольно, - его музыка была слишком уж человечной. Зачастую его кантаты носили печальные названия: "Слезы, вздохи, горе, трепет" или "У меня было много огорчений"...
     Но наряду с церковной Бах продолжал писать и яркую, красочную светскую музыку - оркестровую, клавирную и вокальную. Это и знаменитый "Итальянский концерт", и второй том "Хорошо темперированного клавира". Его музыка для клавира и клавесина подчас превосходила технические возможности этих инструментов. Как раз в ту пору появились первые прообразы фортепьяно, и Бах давал советы местному мастеру, как усовершенствовать его, предсказав большое будущее этому инструменту. Основная работа Баха - кантором певческой школы приносила ему много огорчений и неприятностей. Средства на содержание хора выдавались скудные, ученики болели, среди них попадались и бездари, а требования к хору были высоки. За неудачные выступления Баха подвергали унизительным штрафам, а прошения о помощи школе оставались без внимания. Единственной его отрадой оставался дом, семья, где все жили одними интересами, где с утра до вечера звучала музыка. Три его сына еще при жизни отца стали известными композиторами, старшая его дочь пошла в мать и прекрасно пела. И все же последние годы композитора были трагичны. Болезнь глаз прогрессировала и после неудачной операции Бах ослеп. Музыка еще звучала в нем, и он ее диктовал. Он так и умер - на полуслове, не успев продиктовать музыкальной фразы своего последнего творения. Случилось это вечером 28 июля 1750 года. После его смерти никто не позаботился о его семье. Могила его была забыта - обнаружили ее случайно спустя десятилетия во время земляных работ.

По статье И.Ю.Куберского, ©1998
© 2003 Владимир Грудин

Hosted by uCoz